Лето любви: возвращение ароматов в духе 60-х
Одна из самых интересных парфюмерных новинок лета – аромат Tempo от Diptyque – посвящен пачулям. Мы вспомнили, как менялось отношение в обществе к этому компоненту и показываем интересные образцы композиций с дымными пряными нотами этого азиатского растения.
Весной 2018-го парфюмерный дом Diptyque выпустил два новых аромата в честь своего 50-летия – Fleur de Peau и Tempo. Оба напоминают об эпохе, в которую началась история бренда и посвящены концу 60-х-началу 70-х, «лету любви» и хиппи, а вместе с ними и идеям равенства, любви и свободы от предрассудков. Пачулиевый Tempo вдохновляет вспомнить откуда вообще взялась мода на пачули и как менялось прочтение экзотических ориентальных ароматов. Ведь отношение к определенным запахам во многом формирует культурный контекст.
В начале 19 века, например, пачулями пахли все модные дамы, поскольку туники в неоклассическом стиле, актуальные в то время, носили с индийскими кашемировыми шалями, чтобы не замерзнуть. «На Востоке такие шали издавна прокладывали сухими пачулями, чтобы уберечь ткань от моли, пишет в своей книге «Денди: мода, литература, стиль жизни» Ольга Вайнштейн. – Так землисто-древесный запах пачулей стал прочно ассоциироваться с красивыми шалями и превратился в символ модной экзотики. Дамы настолько обожали его, что парфюмерам пришлось срочно выпускать духи, настоянные на пачулях. Если представить себе женские образы на полотнах Энгра и Давида, то от этих портретов должно веять пачулями».
Мода прошла уже к середине века и пачули стали ассоциировать с дурным вкусом. Снова обратить на дымный восточный запах общество заставила Эльза Скьяпарелли – ее духи Shocking были посвящены пачулям. Следующая волна их популярности пришлась уже на 60-е: популярное движение хиппи проповедовало восточную мудрость – так, на волне возрождения ориентализма в моду вернулись и пачули. «Дети цветов» привозили масло пачули из путешествий по Индии как напоминание о своем духовном пробуждении. Любили их и за то, что землистый пачулиевый шлейф помогал скрыть запах марихуаны. Fan fact: в 1987 Мадонна решила ароматизировать упаковку альбома Like a Prayer маслом пачули, чтобы “создать колорит 60-х и церкви”.
C 60-х аромат пачулей ассоциировался с контркультурным движением. А что сейчас? Когда в издательстве Frederic Malle вышел аромат Monsieur (2016), Фредерик Маль прокомментировал это событие как возвращение к классике. «После долгих лет создания «бесформенных» ароматов парфюмерный бизнес пришел к идее перезагрузки и снова возвращается к созданию классических ароматов вне времени», – считает Малль. По его словам, многие современные ароматы имеют линейную структуру, минимально изменяясь от первого пшика к базе, а ароматы классические обладают сложной архитектурой. Это можно сказать как о новинках лета 2018 – Diptyque Tempo и Tender – парфюме, который создал Бертран Дюшафур для английского Дома Miller Harris, так и об ароматах, ставших новой классикой – Timbuktu от L’Artisan Parfumeur, L’Envol de Cartier, Amouage Bracken Man и, кстати, весьма доступном по цене Lush Karma.