Упаковка косметики загрязняет планету. Как бренды решают этот вопрос?
142 миллиарда единиц упаковки – согласно данным Euromonitor столько баночек, бутылок, тюбиков и футляров произвела бьюти-индустрия в 2017 году. 40% от этого количества – так называемый single use пластик, который не подлежит переработке. Такое большое количество разнообразной тары для косметики – большая проблема, поскольку является серьезным источником загрязнения планеты. Разбираемся, что делают бренды ради того, чтобы уменьшить количество производимого мусора.
Разработка инновационной упаковки, в которой формулы остаются устойчивыми (некоторые составы при взаимодействии с пластиком меняют свои свойства, некоторые – «боятся» воздуха и солнечного света – прим.ред.), и которая при этом не загрязняет окружающую среду – один из главных вызовов для индустрии красоты сегодня. Основная проблема с альтернативной упаковкой в том, что она дорогая. Маленьким независимым брендам реальнее перейти на нее из-за небольших партий продуктов, крупным корпорациям – гораздо сложнее, потому что им нужно переупаковать миллионы единиц товара.
Так или иначе, все больше брендов стремятся уменьшить свой мусорный след и перейти на использование более экологичных материалов для упаковки. В декабре 2018 года Chanel объявили о сотрудничестве c финским стартапом Sulapac, который разрабатывает и изготавливает биоразлагаемую упаковку на основе древесины. Пока неизвестно, переупакует ли бренд всю свою косметику в новые баночки, но некоторые продукты в будущем точно будут выпущены в упаковке Sulapac. Кстати, выглядит она очень круто: для luxury-брендов всегда было проблемой то, что эко-упаковка выглядит недостаточно роскошно.
Как решить этот вопрос помимо Chanel x Sulapac показывают и другие бренды: уже 9 лет независимая мейкап-марка Kjaer Weis выпускает тональные основы, тени и помады в упаковках-рефиллах – красивые металлические футляры можно приобрести отдельно. Ее основательница Кристен Кьер Вайс говорит, что убедить ритейлеров продавать эту косметику поначалу было нелегко: рынок luxury-бьюти был не готов к тому, что роскошный продукт упакован в невзрачный футляр, но со временем ситуация изменилась. С ростом популярности тренда на сознательное потребление, все больше универмагов и онлайн-магазинов захотели продавать Kjaer Weis. Кстати, дизайн металлических футляров для этой косметики разрабатывал Марк Атлан – автор упаковки ароматов Comme des Garcons.
Отличный пример красивой, функциональной упаковки – футляры из кожи и металла La Bouche Rouge. Бренд выпускает только губные помады. Стик и упаковку для него можно купить отдельно. Сооснователь марки Николас Герлье говорит, что сейчас команда La Bouche Rouge разрабатывает аналогичные футляры из бумаги. Похожая линейка помад есть и у Guerlain: Guerlain Rouge G – это коллекция из 40 оттенков помад, для которых можно выбрать оригинальный футляр. Когда помада закончилась, достаточно купить рефилл.
Хороший пример того, как сделать производство более дружественным по отношению к окружающей среде, показывает британский бренд космецевтики Medik8. В 2018 году они перестали использовать вкладки из пластика в упаковке своих продуктов и перешли на использование переработанной бумаги. Это позволило сократить потребление пластика на 3000 тонн в год. Кроме того, для упаковки сывороток бренда используют 40% переработанного стекла. Руководство бренда обещает, что с каждым годом соотношение используемых для упаковки материалов будет увеличиваться в сторону переработанных.
Крупные компании вроде L’Oreal также обеспокоены количеством упаковки, которое производят, и понемногу поддерживают новые инициативы. Так, например, у бренда L’Oreal Professionnel в 2018 году появилась линейка продуктов по уходу за волосами Sourse Essentielle: в ней есть шампуни в специальных бутылках, которые можно вновь наполнить, как только средство закончится. Для этого нужно обратится в ближайший салон-партнер l’Oreal Professionnel. По данным, Business of Fashion, компания L’Oreal к 2025 году планирует полностью отказаться от single use пластика.
В магазинах Kiehl’s (в том числе и украинских) принимают использованную тару от косметики бренда. В обмен на нее можно получить миниатюры продуктов. По словам бренд-менеджера Kiehl’s в Украине Каролины Гайдамаки, упаковку, которую в магазин приносят покупатели, отвозят на сортировочную станцию, – вот отличный пример того, как мировую практику бренда адаптировали к реальности локального рынка.