Другая красота: как создатели инста-масок продвигают идею инклюзивности в бьюти-индустрии
В мире бум инстаграм-фильтров, которые помогают людям «менять лицо» - по крайней мере в диджитал пространстве. Как эволюционировало восприятие красоты в цифровую эпоху и как создатели масок стали важными законодателями трендов, рассказывает CEO компании по производству Инстаграм-фильтров FFFACE Дима Корнилов.
На протяжении всей своей истории человечество стремилось как-то украсить свое тело: с помощью одежды, косметики, а с появлением технологий – ретуши и других приемов, которые позволяют улучшить свой внешний вид. И хотя последнее никак не связано с реальностью, влияние условный фотошоп имеет огромное – повышает самооценку у того, кого «улучшили», недовольство собой – у всех остальных. Потому что реальность сильно отличается от идеальной картинки. Сопоставляя себя с ней, всегда кажется, что именно с тобой что-то не так.
Каждый из этих видов апгрейда естественной красоты прошел все этапы эволюции: от зарождения до отрицания. На примере популярных тенденций в макияже, например, это очень заметно. Еще несколько лет назад лица, “отфотошопленные” плотным гримом с контурингом, хайлайтерами и smoky eyes, были мейнстримом – Youtube-уроки, которые учат такому мейкапу на самом деле популярны и сегодня. Однако разнообразия явно стало больше, а еще больше стало любви к естественной красоте. No makeup – явление как раз отсюда. Вместе с модой на все натуральное (голая кожа, нелюбовь к тюнингу лица – помните, как Кайли Дженнер перестала ставить lip-филлеры?) появился еще один тренд: Инстаграм заполнили необработанные фото без фильтров. Как ответ на засилье картинок после обработки Facetune. О тренде на anti-perfect фотографии пишет Dazed Beauty, приводя в пример инстаграм @v93oo – коллекцию неотретушированных фотографий, в центре которых – яркий смелый макияж. На этих снимках видно кожу, какой она есть, – пористую, сияющую, с волосами и без, главное – настоящую.
В некотором смысле мы вернулись к корням – естественная красота снова в тренде. А макияж остается способом для самовыражения. И главное, что все это спокойно сосуществует. Ок, но что дальше? Новый вызов: сделать индустрию красоты более инклюзивной. Как? Принять новые правила: с понятием красоты теперь соотносится любая внешность.
Лучше всего об этом сказала арт-директор Клаудиа Рафаэль из креативного бюро Selam X (это они придумали алгоритм Beauty_GAN и сделали обложку для Dazed Beauty, где макияж для Кайли Дженнер придумал искусственный интеллект): «Бьюти-тренды делают нас похожими друг на друга. Но сейчас это уже неактуально. У нас появилась новая цель – позволить себе быть другими, быть ни на кого не похожими. Людям надоело быть красивыми для кого-то, примерять на себя навязанные образы”.
Этот тренд на инаковость, уникальность совпал с дозреванием технологии, которая ждала своего часа последние 7 лет. Речь идет о дополненной реальности. Как и фотошоп (и все остальные инструменты, позволяющие отретушировать изображение), дополненная реальность прошла через использование для “улучшайзинга” внешности, но сейчас наконец ее freaky сторона победила. Большое количество возможностей дополненной реальности и ее сумасшедшие идеи нашли идеальное применение – сейчас она помогает людям не бояться заявить, что их уникальная красота – это такая же красота. И она достойна того, чтобы ее заметили.
Когда мы говорим о дополненной реальности в бьюти, то имеем ввиду использование фильтров камеры Инстаграм, Snapchat и Facebook, которые добавляя новые слои к изображению нашего лица, создают новую картинку прямо во время съемки. Это позволяет экспериментировать с внешностью бесконечно, примеряя не только новый макияж, а буквально меняя лица. Эксперты признают, что такие эксперименты положительно влияют на самооценку и принятие себя. И это точно хорошая новость.
Интересно, что первые фильтры (Snapchat был пионером в их освоении, их фильтры запустили в 2015 году, спустя два года их украли фейсбук/инстаграм и успешно внедрили в свои платформы) использовали, потому что все они обладали эффектом ретуши, который фактически позволял добавить макияж людям, находящимся перед объективом без косметики. Сейчас этот тренд уходит на второй план, особенно после скандалов с блогерами, которых периодически обвиняют в неестественной ретуши фотографий.
В 2019 год Инстаграм дал возможность людям не просто пользоваться готовыми фильтрами, а создавать свои собственные. И началось: фильтров стало очень много, используют их очень активно, а главное, что они продвигают идею о том, что красоты может быть разной. Кто-то все еще стремится к идеальным картинкам, а кто-то – “дорисовывает” себе татуировки на лице и инопланетный макияж. Но главная идея бессменна: разнообразие – это круто, сейчас можно быть любым. Вот примеры инста-фильтров, которые буквально взорвали Инстаграм: поспособствовали созданию тонн красивого визуального контента и прославили своих авторов:
Джоанна Ясковска и фильтр Beauty3000
Лена Темникова стала топ-создателем фильтров на рынке России. Ее фильтры передают потребность девушки в волшебстве и легкости при создании образа. Они совсем не сложные и украшают любое лицо.
Tokkyto и его абстрактные цветные фильтры
Осознал, что человек чувствует через цвета, мы уже давно устали от конкретики, и поглощаем эмоцию, вайб, настроение. И это действительно соотносится с идеей “другой” красоты.
Ксения Дукалис и студия FFFACE
Cыграли на трендах в элементах макияжа как культурного, так и неформального характера. Что будет если сложить: кольцо в нос + патчи для глаз + абстрактные линии на лице + слезы из сериала “Эйфория”? Ответ: плюс 30 тысяч подписчиков, 10 миллионов охвата.
Джейд Рош и фильтр Beautiful Me
Автор масок, которые в полной мере передают смысл этой статьи. Инопланентные “металлические” маски, несколько пар глаз, как в галюциногенных макияжах Мими Чой, ручьи диджитал-слез – их попробовали уже 780 тысяч подписчиков Джейд.
Как сделать свой инста-фильтр?